Несколько слов о развитии мирового рынка цистерн
Мировой рынок пищевых цистерн – это живое море, которое самонастраивается в условиях свободных рыночных отношений, и активность и позиции его участников постоянно меняются, как морские течения. Значительная часть национальных заводов-производителей, работающих в той нише, все прошли свое формирование в условиях плановой экономики. Некоторые заводы успешно перепрофилировались, некоторые напротив сузили производственную специализацию. Так или иначе, в условиях нынешней либерализации и открытой международной торговли местные производители сегодня стоят перед необходимостью активно модернизировать свои производства и учиться использовать новые агрессивные маркетинговые инструменты, чтобы не потерять занятую долю на распределенном рынке. Занять новые ниши и потеснить крупных авторитетных конкурентов, как LAG, Feldbinder, Magyar, стараются известные фирмы Kässbohrer, Acerbi, Bodex, Grapar, Van Hool, Zorzi, Nursan, Feber.
Во Франции, Италии, Испании, Германии, как и в восточноевропейских странах, Польше, Чехии, Белоруссии и России существует собственный пулл заводов-производителей, каждый из которых имеет свои особенности и свою аудиторию. Разумеется, западноевропейские заводы имеют возможность производить зачастую более качественную и дорогостоящую продукцию, чем восточноевропейские, и российские и польские заводы имеют меньше инструментов для выхода на мировой рынок, в силу понятных причин. Сегодня рынок пищевых цистерн сильно интегрировался. Так германские заводы активно продвигают себя на рынке Италии, а итальянские заводы продвигают себя в Германии. Каждый стремится к здоровой экспансии. Многие локальные компании-перевозчики используют цистерны различных стран и марок. Так у многих французских перевозчиков, помимо отечественных Magyar, имеются SANTI, Feldbinder или Stokota, тогда как у испанских перевозчиков в парке вместе с местной Parcisa найдется BSLT или LAG. Аналогичная ситуация и на российском рынке. Кроме того, перевозчики обычно работают на макрорегиональном уровне, осуществляя доставки пищевых грузов клиентам в соседние страны, зачастую конкурируя с местными перевозчиками, поэтому многие перевозчики стараются не продавать свои подержанные цистерны не только соотечественникам, но и соседям, которые могут отнять у них клиентов.
На решение перевозчиков и производителей жидких пищевых продуктов о выборе наливного коммерческого транспорта влияет то, что, стоимость его покупки и эксплуатации является одним их ключевых ценовых факторов, влияющих на конечную стоимость реализуемой на рынок продукции. В этой связи российские перевозчики, как и например бразильские, зачастую вынуждены больше экономить при выборе цистерн на рынке и имеют меньше финансовых возможностей для инвестирования оборотных и заемных средств в обновление транспортного парка, по сравнению французскими и германскими перевозчиками, работающими с агрокомпаниями, получающими большие субсидии от государства и имеющие более доступные кредитные предложения от национальных банков. Приобрести дорогостоящий новый Magyar или итальянский Berger – такой выбор стоит и перед французскими, и перед российскими перевозчиками. Безусловно, покупка новой цистерны лучшего качества ложится бременем больших выплат, но и становится долгосрочной инвестицией, так как менее прочные цистерны меньше служат и их остаточная стоимость очень низкая.
У большинства российских перевозчиков в парке конечно используются цистерны производства Вологдамаш(Vologdamash), Фокстанк(Foxtank), Сеспель(Sespel), Старт(Start). Однако многие перевозчики в России начинают изучать предложения зарубежных производителей и склоняться к приобретению импортных цистерн. Тем более что для этого появляются новые инструменты. В частности, механизмы Trade-in и лизинга позволяют, к примеру, приобрести новую цистерну SANTI, предоставив на продажу подержанные вологодские или нижегородские цистерны. Для многих российских предпринимателей «Магьяры» и «Паркисы» стали на слуху, как и отечественные марки. А Foxtank и Sespel активно предпринимают усилия, чтобы выйти на восточноевропейский рынок, как вышли польские и белорусские заводы-производители, благодаря новым технологическим новациям и получению сертификатов соответствия.
По многим параметрам российские производители цистерн не уступают европейским, в частности, в первую очередь, в дизайне и комплектации. Большинство заводов предлагает широкую гамму цистерн под заказ клиента любого объема, технические параметры материала колбы, изоляции, обшивки, во-многом, одинаковые, конструкции донного слива, используемые оси, опоры, тормозная система, диски зачастую аналогичные у разных заводов. Российские заводы, помимо отечественных поставщиков, при строительстве цистерн-полуприцепов широко используют зарубежные комплектующие, например, оси SAF (Германия), опоры Jost (США), систему Webasto (Германия), блоки управления донными клапанами Sening (Германия), напорно-всасывающие рукава Gassoflex (Испания), алюминиевые крышки горловин Civacon (США), донные клапана Alfons Haar (Германия), насосные установки на базе Atris (США) и SAMPI (Италия), шины Goodyear (США), Bridgestone (Япония) и Сontinental (Германия), диски Lemmerz (Германия), подкрылки DOMAR (Италия), металлическую фурнитуру Tosi и Sirit (Италия), сталь немецкого концерна ThyssenKrupp Steel, финской фирмы RUUKKI, шведского фирмы SSAB. Вместе с тем стоимость производства на российских заводах и на зарубежных заводах и стоимость материалов и высокоточного оборудования существенно различается.
Завод пищевых цистерн SANTI занимает прочно свою нишу и имеют свои доказанные преимущества по сравнению с более крупными европейскими концернами, как LAG и Magyar. На российском рынке он находит свое признание, и ряд крупных перевозчиков уже имеют в парке десятки итальянских цистерн этой марки и по достоинству их оценивают. Компания SANTI имеет выгодные перспективы на нашем внутреннем рынке и конкурирует с местными марками в качественном отношении, чем оправдывается и ценовая конкуренция. Однако, учитывая, что стоимость перевозки в конечном счете выступает важным ценовым фактором для конечного заказчика, использование цистерн SANTI долгосрочно и масштабно себя абсолютно оправдывает.